9 апреля 2022 года
Джина Мауро
Дополнения и тематические публикации, 48-я ежегодная встреча EBMT (The European Society for Blood and Marrow Transplantation Европейское общество крови и трансплантации костного мозга), том 01, выпуск 01

Лечение пегцетакопланом ассоциировалось со стабилизацией и нормализацией уровня гемоглобина, а также с более значительным изменением его уровня по сравнению с исходным, что свидетельствует о значимой коррекции анемии у пациентов с пароксизмальной ночной гемоглобинурией, не принимавших ингибиторы комплемента.

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия

Согласно результатам исследования фазы 3 исследования PRINCE (NCT04085601), лечение пегцетакопланом (Эмпавели) ассоциировалось со стабилизацией и нормализацией уровня гемоглобина, а также с более значительным изменением его уровня по сравнению с исходным, что свидетельствует о значимой коррекции анемии у пациентов с пароксизмальной ночной гемоглобинурией (ПНГ), не принимавших ингибиторы комплемента. Результаты исследования были представлены на 48-й ежегодной встрече EBMT.

Данные показали, что предотвращение снижения уровня гемоглобина более чем на 1 г/дл от исходного уровня составило 85,7% при применении пегцетакоплана против 0% в контрольной группе (P < .0001), а уровень гемоглобина, который был не ниже нижней границы нормы (НГН) в зависимости от пола, составил 45,7% при применении пегцетакоплана и 0% в контрольной группе (P = .0010). Изменение уровня гемоглобина от исходного уровня до 26-й недели составило 0,4% в группе, принимавшей пегцетакоплан, по сравнению с 0,8% в контрольной группе (P = .0019).

Кроме того, пегцетакоплан превосходил контрольную группу по изменению уровня лактатдегидрогеназы (ЛДГ) по сравнению с исходным уровнем на 26-й неделе: -1870,5 Ед/л против -400,1, соответственно (P < .0001). Пегцетакоплан также привел к большему улучшению нормализации уровня ЛДГ в отсутствие трансфузий — 65,7% по сравнению с 0%, соответственно (P <.0001).

«Пациенты с ПНГ, не принимавшие ранее ингибиторы комплемента, продемонстрировали значительные гематологические и клинические улучшения в течение 26 недель лечения пегцетакопланом, о чем свидетельствует повышение уровня гемоглобина, уровня лактатдегидрогеназы, отказ от трансфузий, а также улучшение качества жизни», — сказал ведущий автор исследования Андрия Боганович, доктор медицины, из клиники гематологии Университетского клинического центра Сербии и медицинского факультета Белградского университета в Белграде, Сербия, в своей виртуальной презентации во время встречи. «Эти результаты подчеркивают потенциал пегцетакоплана в обеспечении контроля заболевания у взрослых пациентов с ПНГ, которые ранее не принимали ингибиторы комплемента».

ПНГ — это редкое и тяжелое заболевание крови, при котором разрушение эритроцитов вызывает тромбоз и приводит к повреждению органов и потенциально преждевременной смерти. Пегцетакоплан — это целевой ингибитор С3, который показан взрослым пациентам с ПНГ, у которых сохраняется анемия, несмотря на ингибирование С5.

В течение фазы 3 исследования PRINCE 53 пациента в возрасте 18 лет и старше с ПНГ, не принимавшие ингибиторы комплемента, были рандомизированы в соотношении 2:1: первая группа получала пегцетакоплан в дозе 1080 мг подкожно дважды в неделю (n = 35), а вторая, контрольная группа, не получала лечение ингибиторами комплемента (n = 18). Если уровень гемаглобина у пациентов снижался на 2 или более г/дл от исходного уровня, им разрешалось перейти на пегцетакоплан (n = 11).

Пациенты были разделены по количеству переливаний эритроцитарной массы в течение 1 года до скрининга (<4 против ≥4).

Чтобы быть допущенными к участию в исследовании, пациенты не должны были получать ингибиторы комплемента в течение 3 месяцев до скрининга, иметь уровень гемоглобина ниже нормы (мужчины — ≤13,6 г/дл; женщины — ≤12,0 г/дл) и уровень ЛДГ не менее чем в 1,5 раза выше верхней границы нормы ([ВГН]; 1,5 раза ВГН; ≥339 Ед/л).

Основными конечными точками были стабилизация гемоглобина и изменение уровня ЛДГ по сравнению с исходным уровнем на 26-й неделе. Вторичные показатели включали изменение по сравнению с исходным уровнем гемоглобина на 26-й неделе, отсутствие необходимости переливания крови, а также частоту и тяжесть нежелательных явлений (НЯ) на 26-й неделе.

Основными причинами выбытия пациентов из исследования (n = 3) были смерть (n = 1 в каждой группе, но не связанная с лечением) и прерывание наблюдения (n = 1 на пегцетакоплане).

Дальнейшие результаты показали, что пегцетакоплан также продемонстрировал статистическое превосходство в избежании трансфузий — 91,4% по сравнению с 5,6% в контрольной группе (P <.0001), что свидетельствует о значительном снижении трансфузионного бремени. Кроме того, пациентам, принимавшим пегцетакоплан, на 26-й неделе переливали 0,6 средних единиц крови по сравнению с 3,3 средними единицами в контрольной группе (P <.0001).

Исследователи также провели анализ составных конечных точек потребности в переливании крови и падения гемоглобина «для преодоления возможной предвзятости относительно пациентов в контрольной группе, выбывших до получения переливания крови», отметил Богданович. Однако 88,6% и 9% пациентов, получавших пегцетакоплан, и пациентов контрольной группы соответственно, не отвечали ни одному из критериев.

Пациенты, получавшие пегцетакоплан, добились клинически значимого улучшения показателей усталости согласно Опроснику функциональной оценки терапии хронических заболеваний (FACIT-Fatigue) по сравнению с контрольной группой с 4-й по 26-ю неделю, что соответствовало улучшению гематологических параметров и предотвращению переливаний крови (P = .0610). Это не было признано статистически значимым, что, по словам Богдановича, может быть связано с небольшим размером выборки и высокой вариабельностью в контрольной группе. Кроме того, пациенты в группе пегцетакоплана достигли показателей нормального и здорового взрослого человека по шкале оценки усталости (FACIT-Fatigue).

Что касается безопасности, большинство нежелательных явлений (НЯ) в группе пегцетакоплана были признаны легкими (34,8%) или умеренными (28,3%) по тяжести, при этом 8,7% всех НЯ с пегцетакопланом были определены как тяжелые. Серьезных НЯ, связанных с лечением, не было, и ни одно НЯ, связанное с лечением, не привело к прекращению приема пегцетакоплана или выходу из исследования.

На 26 неделе не было отмечено ни одного случая острого гемолиза в обеих группах. Наиболее распространенные НЯ, вызванные лечением, в группе пегцетакоплана и контрольной группе были связаны с местом введения инъекции (30,4% против 0%, соответственно), гипокалиемия (13,0% против 11,1%), головокружение (10,9% против 0%) и лихорадка (8,7% против 0%).

Полученные данные по безопасности свидетельствуют о благоприятном профиле «риск-польза» пегцетакоплана в данной группе пациентов, заключил Богданович.